Вовсе не случайно, познакомившись с человеком, мы интересуемся какова его основная деятельность, чем он занимается. Выбор деятельности уже определяет будущий образ жизни. А мечты школьника о профессиональной работе обозначают тенденцию формирования образа жизни в его сознании. Конечно, может понадобится и обучение профессиональное. В этом помогут профессиональные специалисты.
Ценностные предпочтения - другой компонент обобщенного представления о жизни. Выработка этих ценностей, превращение их в принципы своей жизни, борьба за их реализацию составляют жизненную стратегию, стратегическое направление жизни. Ценностные предпочтения обусловливают содержательную сторону избранной деятельности. Поэтому педагоги нередко обращаются к диагностированию ценностных предпочтений, прослеживая радостно либо тревожно динамику изменений выбора.
Смысл жизни, более возвышенный или более заземленный, определяет ее семантику: стремится ли человек в жизни преимущественно либо отдавать, либо получать, или, по меткому выражению Э Фромма «оыть или иметь». Смысл жизни как личностное образование является основой мотивации и тем самым влияет на уровень активности человека: оолее возвышенный смысл расширяет число задач, которые человек ставит перед собой независимо от того, чего от него требуют жизненные обстоятельства. Заниженные притязания ведут к снижению активности человека, его инициативы. Потребность «получать от жизни» тоже рождает активность и настойчивость, но делает человека зависимым от внешних обстоятельств, с которыми связаны по преимуществу такие «достижения».