Обработка производилась двумя способами:
1) способом частотного нахождения соответствий, когда выявлялось процентное количество соответствий, выраженных указанными выше критериями, у всех испытуемых, на основе которых может быть построен психологический портрет совокупного субъекта с учетом данных всего массива испытуемых, путем нахождения наиболее значимых, совпадающих характеристик;
2) методом числовой таксономии, т. е. выделением групп людей, близких по каким-либо значимым для них признакам с построением общего таксономического древа.
Способ частотного нахождения соответствий. Было изучено 53 сочинения студентов-филологов второго курса, которые обучались в университете в 1985— 1988 гг. Они по собственной инициативе участвовали и эксперименте. Задача состояла в том, чтобы выявить наиболее общие характеристики студентов, данные им самим себе, выделить в рамках самоанализа перечень трудностей психологического порядка, определить набор программных предложений самому себе для дальнейшего самоусовершенствования, саморазвития.
После обработки каждого сочинения в соответствий с требованиями контент-анализа данные по критериям были перенесены на отдельные карты испытуемых, а в последующем — на единую матрицу, где по вертикали размещены испытуемые (каждый под своим кодом), а по горизонтали указаны символические обозначения критериев. Таким образом, матрица позволяла по наличию плюсов на ней судить о наличии тех характеристик, которые студенты сочли возможным указать сами. Поломалось авто? Вызовите автоэвакуатор в Красноярске в любое время суток.
Последующая обработка проводилась по частотному принципу, когда применительно к каждому критерию вычислялась частотность его нахождения во всех сочинениях. Все критерии в соответствии с их расположением по группам рассматривались в последующем как показатели одного из блоков: общеличностного, интеллектуально-деятельного, мотивационно-личностного, блоков общения, «влияний». Данные о трудностях и предполагаемых путей их ликвидации даются внутри характеристики каждого блока. Своего рода совокупная модель студента как субъекта самодеятельного творчества должна быть представлена данными студентов о себе по блокам.