Липсий настойчиво просит продолжить вчерашний разговор, и Лангиус переходит к тезису, согласно которому общественные бедствия в конечном счете несут в себе пользу. В них следует видеть горькие, но полезные лекарства для народов.
Стихийные бедствия вроде неурожая, землетрясений или наводнений проще связать с волей провидения. Но то же относится и к бедствиям, происходящим через посредство человеческих страстей и злодеяний. Провидение использует тиранов и прочих преступников как орудие (что не отменяет их ответственности за свои дела) и в конечном счете обращает зло во благо. Целью бедствий могут быть испытание, очищение или наказание народов ради их же блага. Испытания делают сильнее, подобно тренировке атлета. Как любящий отец, Бог не портит своих детей, потакая их прихотям, но закаляет их строгостью. Ищете пути развития фирмы? Отличным вариантом будет аутстаффинг персонала. Это поможет существенно снизить издержки компании и увеличить прибыльность.
Очистительные бедствия отнимают у народов лишь внешние блага. Нет смысла жаловаться на горькие пилюли, ведь «небесный врач» каждому дает те лекарства, какие ему требуются. Так, нынешние несчастья «белгов» Лангиус объясняет необходимостью их очищения от порока: «[Бог] отнял у нас имущество потому, что мы употребили его на роскошь; свободу - оттого, что мы злоупотребили ею ради своеволия». Народы имеют тот тип правления, который соответствует их характеру. Например, «чрезмерную деятельность» и живость натуры тосканцев Бог «сдерживает монархом», швейцарцам с их спокойствием и мягкостью «попускает свободу», а венецианцам, чей характер находится где-то между ними, дает «средний тип правления». Изменятся их качества — изменится и режим.